fbpx
Оценка бизнеса: как получить максимальную цену

Определение справедливой рыночной стоимости компании - непростая задача, требующая детального анализа множества факторов. Какие методы оценки применяются в бизнес-среде, на что следует обратить особое внимание при подготовке к продаже или привлечению инвестиций? Опытные эксперты раскрывают ключевые нюансы максимально выгодной оценки бизнеса.

"Оценка определяет экономическую ценность бизнеса, - говорит Марк Кьюбан, владелец Dallas Mavericks и известный американский предприниматель. - Но ее проведение может быть непростым делом, требующим серьезной подготовки".

Действительно, определить справедливую рыночную стоимость компании достаточно сложно. На нее влияет множество факторов - отрасль, сектор, метод оценки, экономические условия. И даже два независимых оценщика могут прийти к разным выводам.

Зачем нужна оценка бизнеса?

Компания должна быть оценена, если она покупается, продается или ликвидируется. Иногда оценка требуется для получения финансирования, когда необходимо раскрыть информацию о стоимости активов или бизнеса в целом.

"Специалист по оценке обычно использует финансовые отчеты, модели денежных потоков и анализ рынка, - поясняет Светлана Кустова, руководитель отдела оценки и консалтинга в FinExpert. - Он будет смотреть на дисконтированный денежный поток, рыночные мультипликаторы и сопоставимые сделки".

Стратегический покупатель также старается оценить вашу компанию с помощью этих методов, но уделяет особое внимание оценке управленческой команды.

Не существует единственно верного способа оценить бизнес - применяются три основных подхода:

  1. Оценка по доходам (метод капитализации, дисконтированные денежные потоки, формульные методы).
  2. Оценка по активам (определение рыночной стоимости активов при гипотетической ликвидации).
  3. Рыночная оценка (сравнение с аналогами на рынке, сделки M&A).

Каждый из них имеет свои нюансы и применяется в зависимости от целей оценки и характеристик бизнеса.

"Как говаривал Уоррен Баффетт, "определение истинной ценности компании - это больше искусство, чем наука", - замечает Александр Лапицкий, партнер консалтинговой компании GrowthUp. - Поэтому крайне важно тщательно подготовить бизнес к оценке, устранив все его слабые места".

Например, прежде чем пригласить оценщика, стоит провести аудит финансовой отчетности, рисков, ИТ-безопасности, оценить уровень управленческой команды. Ведь любые проблемы в этих областях заметно снизят стоимость компании.

Но можно и пойти дальше. Представьте, что ваш бизнес - это сад, который вы собираетесь продать. Для максимальной выгоды вам нужно тщательно ухаживать за ним, удалять сорняки, прививать деревья, чтобы они приносили больше плодов. Иными словами, решить все накопившиеся проблемы и сделать компанию "цветущим садом", привлекательным для покупателей.

Только так вы сможете получить максимальную оценку и выгодно продать свой бизнес. А если вы планируете привлечь инвестиции, то подобная подготовка также повысит доверие потенциальных инвесторов.

Таким образом, определение справедливой рыночной стоимости компании - это комплексная задача, требующая тщательного анализа и подготовки. Но следуя советам экспертов и учитывая нюансы различных методик оценки, вы сможете добиться максимальной цены за свой бизнес.

Три основные теории оценки бизнеса

Оценка по доходам

Этот подход определяет стоимость компании на основе дохода. Включает в себя:

  • Метод капитализации доходов
  • Метод дисконтированных денежных потоков
  • Методы формулы (например, с использованием множителя EBITDA)

Оценка по активам

Этот подход определяет стоимость бизнеса на основе активов компании. Здесь вы можете привлечь оценщика для обсуждения стоимости активов на основе рыночной цены в случае ликвидации.

Рыночная оценка

Данный подход определяет стоимость бизнеса, сравнивая его с аналогами на рынке. Специалист по оценке сосредоточится на методе сравнительных транзакций. Помимо этого, он будет оценивать конкурентные продажи сопоставимых предприятий, чтобы оценить экономические показатели выручки или прибыли. Это хорошо работает с публично торгуемыми компаниями, где информация о доходах открыта, доступна, или при оценке недвижимости, где легко найти недавние сопоставимые сделки.

Что снижает стоимость вашей компании?

С какой целью вы бы ни решили провести оценку своей компании, для начала проверьте все свои слабые места — проведите аудит финансовой отчетности, рисков, IT-безопасности, вашей управленческой команды. И если есть какие-то проблемы, сначала решите их. Тогда вы сможете получить более высокую цену за свою компанию.

 

Другие статьи по теме

Идея Банк продан за 50 млн рублей Идея Банк продан за 50 млн рублей

Стало известно, что сделка будет закрыта до 2 апреля 2021 года. Покупателем является МТБанк, принадлежащий компаниям Алексея Олексина.

«Якутские горы» хотят продать за 1 млн долларов «Якутские горы» хотят продать за 1 млн долларов

Первый в Беларуси горнолыжный центр в Дзержинском районе выставлен на продажу. Заявленная цена - 2,6 млн белорусских рублей.

Кредитный рейтинг не изменился, но негатива прибавилось Кредитный рейтинг не изменился, но негатива прибавилось

Рейтинговые агентства пока сохраняют оценку белорусской экономики на уровне осени 2020-го, но отмечают опасный рост дисбалансов.

МАРТ-2021: ИТОГИ ПРОШЕДШЕГО МЕСЯЦА МАРТ-2021: ИТОГИ ПРОШЕДШЕГО МЕСЯЦА

Экономисты и представители деловых кругов - о ситуации в экономике и бизнесе.

Семья Алексея Олексина продала МТБанк ливанскому бизнесмену Семья Алексея Олексина продала МТБанк ливанскому бизнесмену

Новым владельцем стала компания Stoneva Limited Ромео Абдо, с именем которого связано строительство в Минске крупных торговых и бизнес-центров.