fbpx

Виктор ДРАВИЦА, директор Центра систем идентификации НАН Беларуси

 

 Виктор ДРАВИЦА, директор Центра систем идентификации НАН Беларуси

 

Ставший привычным штрих-код, которым маркируются отечественные и импортные изделия, дал возможность обеспечить доступ к базе описаний товаров по международным правилам. Расширить его рамки позволило создание банка электронных паспортов товаров. Такая работа осуществлена Центром систем идентификации НАН Беларуси, его директор Виктор ДРАВИЦА ответил на вопросы редакции.


- Виктор Иванович, как «устроен» штрих-код и долго ли он еще может служить надежным идентификатором?
- Назначение этих полосок и цифр - создать уникальный набор, который будет характеризовать товар. Структура штрих-кода не так уж сложна: после префикса, указывающего на строку, где был зарегистрирован производитель, в случае Беларуси - это «481», следуют код предприятия, присвоенный товарам номер и контрольный разряд, который высчитывается по особому алгоритму и позволяет сканеру перепроверять себя с целью исключения ошибок при считывании. Никакой другой информации сюда не заложено. Другое дело, что штрих-код может служить своего рода ключом к базе данных, где имеются более подробные сведения. Частично эта проблема решалась созданием депозитариев, главной целью которых было хранение ключевых показателей товара (например, наименование) для обеспечения уникальности присваиваемого ему штрих-коду, чтобы не нарушалось правило «один код - один товар».
А вот для информационных целей нами создан банк электронных паспортов товаров. В зависимости от целей, которые преследует производитель, в описание изделия может закладываться более 250 параметров. Если речь идет о поставке на внутренний рынок, то в настоящее время используется более 10 параметров, которые описывают название, весовые характеристики, условия хранения и транспортировки, но для различных условий поставок потребуются и другие.

 

Проверка качества и легальности штриховых идентификационных кодов

 

Для части товаров имеет значение подтверждение их безопасности. И мы соединили их описания с регистрами, которые есть в Министерстве здравоохранения и Государственном комитете по стандартизации. Теперь, используя штрих-код при обращении в нашу базу данных, партнеры белорусских производителей могут получить сведения о наличии сертификатов и свидетельств гигиенической регистрации, что очень существенно в отношении пищевых продуктов, многих видов химической продукции, детских игрушек.
- Будет ли понятен в других странах «язык» вашего банка электронных паспортов?
- Сразу отмечу, что эта система рассматривается в качестве базовой для стран Таможенного союза, которые будут применять заложенные нами принципы. Так что в рамках Единого экономического пространства вообще не должно быть никаких проблем с взаимодействием систем. Более того, данные электронных банков можно будет использовать на таможне при пропуске, например, казахстанских товаров на белорусско-польской границе.
Если же говорить о других государствах, то в своей работе мы базировались на международных стандартах. Кроме того, есть признанный в мировом масштабе классификатор для системы электронной торговли, который описывает не только класс и подкласс товаров, но и его характеристики. Поэтому нет никаких проблем в том, чтобы, пользуясь интернетом, войти в наш банк и получить нужную информацию. На сегодняшний день у нас есть описания товаров 200 предприятий, для которых эти услуги на первых порах мы оказывали бесплатно, поскольку разработки осуществлялись со значительным вложением государственных средств. В настоящее время система переводится в режим самоокупаемости. Однако расценки по ведению этих ресурсов у нас самые низкие по сравнению со всеми соседними странами. Достаточно сказать, что для небольшого предприятия расходы составляют 1-2 долл. за один продукт, а у крупных производителей эта плата меньше цента.
Система была сдана только в прошлом году и говорить о ее эффективности еще рано, но уверен, что она поможет продвижению белорусских товаров на внешние рынки. Сейчас обсуждаем с партнерами возможность предоставления прямого доступа к банку электронных паспортов российским и западным профильным компаниям, которые занимаются маркетингом и «раскруткой» продукции на рынке. Это поможет выстроить технологическую цепочку электронного товарооборота. Сокращение за счет данного фактора сроков поставок товара на рынок всего на один день, согласно международной статистике, увеличивает товарооборот на 1%.
- В какие сроки это можно осуществить, скажем, в Едином экономическом пространстве?
 - В свое время в рамках Таможенного союза мы приняли соглашение о том, что электронный документ, оформленный в соответствии с определенными правилами, является эквивалентным оформленному на бумаге. Но прежде чем это осуществить, необходимо унифицировать документы, используемые в торговле. Дело в том, что в России и Казахстане, как и в международной практике, действует обязательный документ, сопровождающий товар, - инвойс или счет-фактура. У нас же используется товарно-транспортная накладная. И поскольку на наш центр правительством возложена функция идентификации, описания товаров и ведение регистра электронных документов для операций электронного бизнеса и торговли, нам поручено разработать электронный инвойс, который будет гармонизирован с российским и казахстанским документами.
- Центр относится к Академии наук, и можно ли говорить о том, что он решает серьезные научные проблемы?

Радиочастотные метки
- Его статус - межведомственное научно-инженерное предприятие. До сих пор задачи, которые мы решали, носили скорее инженерный характер. Сейчас же мы вплотную занимаемся научной проблематикой, связанной с осуществлением радиочастотной идентификации. В ее основе лежит радиочастотная метка, представляющая собой микроэлектронный чип с антенной. Здесь хранится информация, которую можно считывать бесконтактно - с помощью приемо-передающих радиоустройств, так что пресловутого «кота в мешке» можно будет определить и не вскрывая тары.
В отличие от штрихового кода, который говорит только о товаре, радиочастотный содержит данные о конкретной единице этого изделия. Например, если это буханка хлеба, то штриховая метка «сообщит» только название, а чип проинформирует о серийном номере партии этого продукта, смене и времени, когда он был произведен.
Следует отметить, что радиочастотные метки во всем мире становятся основным инструментом в борьбе с контрафактной продукцией, а также с кражами в магазинах. В последнем случае вовсе необязательно снимать их механически, как сейчас магнитные «маячки». При оплате кассовый аппарат посылает сигнал, который уничтожает метку.
Первые внедренные нами проекты в этой области не связаны с торговлей. Например, для вузов создали бесконтактные радиочастотные билеты, с помощью которых можно получать различные услуги, а также ведем переговоры об их использовании в качестве проездных на общественном транспорте. Завершаем также радиочастотную идентификацию наиболее часто выдаваемых библиотекой Национальной академии наук изданий. Здесь будут также введены бесконтактные карточки для посетителей.
Накопленный в этих сферах опыт поможет нам начать широкое внедрение радиочастотной идентификации и в отношении товаров, особенно так называемой логистической упаковки (ящика, поддона), содержащей значительное количество товарных единиц. Это даст возможность на складах и в транспортно-логистических центрах приходовать и учитывать товар автоматически в режиме реального времени.
- Мы говорили о ближайших целях. А что вы считаете перспективой для вашего центра?
- Повсеместный глубокий и гармонизированный с международными правилами переход на электронный документооборот и все большее использование радиочастотной идентификации. Эти два основных направления лежат в основе парадигмы следующего поколения развития интернета. Любые объекты могут быть помечены и с помощью бесконтактных технологий стать видимыми через Всемирную сеть. Эта концепция поэтапно реализуется во многих странах. И нам предстоит включиться в международную систему наравне с партнерами и извлекать из этого выгоду, принимая, передавая и обеспечивая транзит информации.
Центр систем идентификации НАН Беларуси
220072, г. Минск, ул. Академическая, 15/2
Тел./факс: (017) 294-90-80, 294-90-82
www.ids.by